Единый урок по безопасности в сети "Интернет"
Внимание! Интернет должен быть территорией БЕЗОПАСНОСТИ!
В настоящее время Интернет стал неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Использование Интернета в образовательных учреждениях и дома расширяет информационное образовательное пространство обучающего и позволяет повысить эффективность обучения. Доступ учащихся к информационным ресурсам сети Интернет дает возможность школьникам пользоваться основным и дополнительным учебным материалом, необходимым для обучения в школе, выполнять домашние задания, самостоятельного обучаться. Благодаря таким ресурсам у школьников появляется возможность узнавать о проводимых олимпиадах, конкурсах, и принимать в них активное участие. Использование Интернета в работе с детьми и собственно в работе школы достаточно обширно: это использование электронной почты; поиск в сети нужной информации; создание собственных школьных веб-страниц; рассылка и/или съем материалов (нормативных документов, информации о семинарах и конкурсах и т.п.); обмен опытом; ответы на типичные вопросы; получение ("скачивание") небольших обучающих программ по разным предметам; совместные проекты школьников (и учителей) разных школ.
Однако использование Интернета в образовательной деятельности таит в себе много опасностей. Очень важно, чтобы во всех школах был безопасный Интернет. По статистическим данным на сегодняшний день в России насчитывается от 8 до 10 млн. интернет-пользователей в возрасте до 14 лет. Две трети детей выходят в глобальную сеть самостоятельно, без присмотра родителей и педагогов. Примерно 40% школьников посещают веб-страницы нежелательного и запрещенного содержания. Не секрет, что у многих развивается интернет-зависимость и игромания.
Отказываться от информационных технологий бессмысленно, но бесконтрольный доступ к Интернету может привести к:
• киберзависимости,
• заражению компьютера вредоносными программами при скачивании файлов,
• нарушению нормального развития ребенка,
• неправильному формированию нравственных ценностей,
• знакомству с человеком с недобрыми намерениями.
Сегодня проблема информационной безопасности школьников стала актуальной. Надо с первого знакомства с информационными технологиями разъяснять ребенку, как ему вести себя в информационном пространстве. Важно, чтобы взрослые, и дети понимали, что в информационном пространстве есть свои плюсы и минусы, есть плохое и хорошее. Необходимо научить детей извлекать из ресурсов только лучшее и безопасное, делать осознанный и грамотный выбор. Необходимо обсуждать с детьми все вопросы, которые возникают у них при использовании Интернет. Чем больше взрослые будут знать о том, как дети используют Интернет, тем проще определить и объяснить, что является приемлемым и безопасным.
Проблема обеспечения информационной безопасности детей в сети Интернет становится все более актуальной в связи с ростом несовершеннолетних пользователей Интернет по всей стране.
Согласно исследованиям, дети в России начинают осваивать Интернет уже в возрасте 8-10 лет. Глобальная сеть быстро занимает важное место в жизни ребенка, становясь основным средством для обучения, развлечения и общения.
В среднем практически 70% школьников ежедневно выходят в Интернет. Большинство российских детей делают это самостоятельно - около 80% несовершеннолетних пользователей выходят в Сеть с отдельных компьютеров в своей комнате и через мобильные устройства. Что означает практически полное отсутствие контроля родителей над тем, чем занимается ребенок в это время.
Российские школьники уверенно осваивают различные виды интернет-активностей, в первую очередь - коммуникационную деятельность.
Каждый третий школьник регулярно заходит в социальные сети, многие имеют более одного профиля. Наибольшей популярностью у российских подростков пользуются сети вКонтакте (89%) и Одноклассники (16%). В последнее время все больше подростков центрального федерального округа регистрируются на Facebook. Подавляющее большинство школьников размещают достоверную личную информацию о себе в социальных сетях, такую как номер мобильного телефона, email, домашний адрес и телефон, планы на выходные и каникулы. При этом треть подростков держат свои профили в открытом доступе. Более половины юных пользователей выкладывают в Интернет фото, видео и музыку. Четыре из пяти школьников утверждают, что регулярно пользуются Интернетом в учебных целях. Следует отметить, что под этим дети также подразумевают скачивание готовых рефератов и переписку в чате с одноклассником о событиях в школе.
Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что, возрастающая интернет-активность подростков влечет за собой увеличение онлайн-рисков.
Проблема номер один - столкновение с «взрослым» и опасным контентом в Сети. Ребенок, выходящий в сеть, может просматривать - зачастую без ведома старших - любой материал. Каждый второй подросток посещал ненавистнические и опасные для здоровья сайты, в том числе пропагандирующие суицидальные действия, ненависть и агрессию к другим людям, расизм, издевательства над животными и слабыми. Также часто дети посещают сайты, где обсуждаются способы чрезмерного похудения, способного вызвать такие заболевания как анорексия и булимия (28%). Более трети российских детей в возрасте 9-16 лет сталкиваются с сексуальными изображениями в Сети.
Не менее серьезный коммуникационный риск для детей - это встреча с он-лайн-незнакомцами. Преступники устанавливают контакты с детьми в чатах, социальных сетях, форумах и по электронной почте. Обычно они хорошо осведомлены о современных увлечениях детей, выслушивают и сочувствуют их проблемам, тем самым входя в доверие к подросткам. Половина российских детей регулярно знакомится в сети с новыми людьми и 40% из них признаются, что встречались с интернет-незнакомцами в реальной жизни. В целом, подростки не видят ничего опасного в том, чтобы постоянно поддерживают связь с интернет-контактами, с которыми они не знакомы в реальной жизни.
Выделяют также электронные риски пользования сетью - вероятность столкнуться с хищением личной информации или подвергнуться атаке вредоносных программ. Заражение компьютера вирусом - одна из наиболее частых проблем, с которой сталкивается почти половина детей в возрасте 11-16 лет.
Российские подростки становятся жертвами кибермошенников, похищающих коды, пароли, паспортные данные, номера банковских счетов и прочую личную информацию. Совершая онлайн-покупки, школьники часто приобретают некачественный товар или не получают его вообще.
Большая часть родителей не препятствует свободному пользованию Интернетом своим детям и не ограничивают их во времени. Только для 16% школьников родители установили временной режим и следят за тем, какие сайты посещают их дети. Чем старше школьники, тем меньше контролируют их взрослые - свыше 90% детей старше 13 лет пользуются Интернетом бесконтрольно. В результате увеличивается число детей страдающих от интернет-зависимости. Юные пользователи испытывают навязчивое желание зайти в Интернет, находясь офлайн и неспособны выйти из Интернета, будучи онлайн. Симптомы интернет-зависимости схожи с уже известной формой аддиктивного поведения в результате чрезмерного увлечения азартными играми: потеря ощущения времени, невозможность остановиться, эйфория при нахождении за компьютером и раздражение при невозможности выйти в Интернет. Практически каждый пятый ребенок в России безуспешно пытается уменьшить время, проводимое в Интернете, часами блуждает в сети без особой цели, испытывает навязчивое желание потратить деньги и страдает от игровой зависимости. В 10% случаев подростки пренебрегают семьей, друзьями и школой, сном и едой из-за Интернета.
Подростки стремительно осваивают Интернет в ситуации значительного цифрового разрыва между поколениями взрослых и детей, который сокращается недостаточно быстрыми темпами.
Российские школьники значительно быстрее своих родителей и педагогов накапливают пользовательский опыт, легко осваивают любые необходимые навыки и умения пользования Интернета. Уже к 13 годам многие являются уверенными пользователями сети и владеют тем, чего не умеют делать родители - блокировать сообщения, управлять настройками фильтров, уничтожать истории сообщений и посещаемых сайтов.
Недостаточная интернет-грамотность взрослых - это серьезный фактор, способный помешать им активно влиять на деятельность ребенка в сети.
Родители сегодня недостаточно осведомлены о рисках и угрозах Интернета и менее компетентны в вопросах онлайн-безопасности. В результате дети остаются без активной и грамотной поддержки взрослых. Поэтому сегодня особенно важно повышать онлайн-грамотность родителей и педагогов, рассказывать о рисках, которым подвергаются дети в сети, обучать методам защиты юных пользователей, в том числе воспитание культуры безопасного пользования Интернета и технические инструменты защиты. Вот некоторые интернет – ресурсы, которые могут повысить нашу грамотность интернет-грамотность:
- http://www.родители.сетевичок.рф/
- http://единыйурок.дети/ (онлайн тест)
- http://сетевичок.рф/ (квест)
- https://drive.google.com/file/d/0B1kc6HMjI91lekQ3Wlp5VS1ZdWc/view – видеоурок
МКОУ «Шумская СОШ»
Неделя информационной безопасности.
(план проведения)
Сроки: 25.10-02.11.2022
Цель: Формирование безопасной информационной образовательной среды школы, обеспечение информационной безопасности учащихся, использующих Интернет в образовании и пропаганда безопасного поведения в сети Интернет.
Задачи:
- разъяснительная работа среди обучающихся и их родителей;
- напоминание о необходимости защиты компьютеров и всей хранимой в них информации;
- освоение учащимися знаний, относящихся к основам обеспечения информационной безопасности, и их систематизация;
- повышение интереса учащихся к изучению информатики и ИКТ;
- приобретение учащимися навыков самостоятельной работы с учебной, научно-популярной литературой и материалами сети Интернет;
- воспитание у учащихся культуры в области применения ИКТ в различных сферах современной жизни;
- воспитание у учащихся чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми;
- воспитание у учащихся нравственных качеств, негативного отношения к нарушителям информационной безопасности;
- воспитание у учащихся установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимость действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией.
-
Уроки:
3-4 классы «Путешествие с Онлайкой по стране Интернет»
5 -6 классы «Как не наломать дров при общении в Интернете»
7-8 классы «Безусловные преимущества использования Интернета. Интернет должен быть безопасным»
9-11классы «Видео-урок о безопасности Интернета. Онлайн тестирование» -
Конкурс детских работ «Мой безопасный Интернет»:
конкурс флаеров «Основные правила для школьников» - 9 класс;
конкурс листовок «Памятка родителям. Безопасность ребёнка в Интернете» – 10 класс;
конкурс буклетов «Е-шишки, которые набили себе уже другие» - 11 класс.
Для учащихся 6-8 классов:
конкур рисунков «Основные правила безопасного Интернета для детей»
Для учащихся 1-4, 5 классов:
Конкурс книжек-малышек «Как сказочный герой учился безопасному поведению в сети Интернет».
- Принять участие во Всероссийском тестировании учителей на сайте http://единыйурок.
- Разместить информацию (памятки, листовки, советы родителям и т.д.) на школьном сайте и Дневник.ru.
- Вовлечь детей к участию в дистанционных мероприятиях «Единого урока» (контрольная работа на http://единыйурок.дети/, онлайн – тестирование, квест http://сетевичок.рф/ и др.)
- Включить в родительские собрания для рассмотрения вопрос «Интернет. Территория безопасности».